Освещение автомобильных дорог
Трудно переоценить значение транспортной инфраструктуры для развития любой страны. Ключевую роль в организации безопасного и комфортного автомобильного движения играет освещение автомобильных дорог. Качественное дорожное освещение позволяет существенно снижать риск возникновения ДТП, повысить комфорт водителей, увеличить эффективность и рентабельность перевозок, обеспечить современный эстетичный вид.
Нормативную базу дорожного освещения составляют следующие ГОСТы: ГОСТ Р 55844-2013, ГОСТ Р 56239-2014, ГОСТ 33176-2014, ГОСТ Р 55706-2013, ГОСТ Р 58107.1-2018, ГОСТ IEC 60598-2-3-2012, а также СП 52.13330.2016 и ПНСТ 28-2015.
Общими требованиями к организации дорожного освещения являются:
- обеспечение требуемого значения средней яркости дорожного покрытия с которым коррелирует соблюдение требований минимальной освещенности. В зависимости от категории освещаемой дороги должен обеспечиваться необходимый уровень освещенности. А на ряде участков: пешеходные переходы, перекрестки, мосты, эстакады, участки с высокой аварийностью и т.п. рекомендуется увеличивать интенсивность освещения. Для этого регламентируется максимальное расстояние между соседними опорами освещения (не более 45 м), а также удаленность опор от дорожного полотна.
- равномерность освещения. Следует избегать как появления затененных участков, так и зон с чрезмерной яркостью освещения, обеспечивая плавные переходы между освещаемыми участками. Это достигается равноудаленным размещением световых опор со светильниками, применением многорожковых кронштейнов с определенными параметрами высоты и вылета, оптимальным подбором мощности и КСС световых приборов
- надёжность и устойчивость оборудования к воздействию внешней среды. Вибрация от проезжающих транспортных средств, в том числе большегрузных, применение реагентов, пыль, грязь, влага, амплитудные температуры, скачки электричества, порывы ветра и другие негативные внешние факторы определяют повышенные требования к применимым в сфере дорожного освещения металлоконструкциям: соответствие расчетным нагрузкам и антикоррозийная защита методом горячего цинкования; и светильникам: индекс пылевлагозащиты не ниже IP65, продуманный корпус и защитное стекло, надежные электрокомпоненты.
Для освещения объектов дорожной сети применяются ламповые и светодиодные консольные светильники с различными характеристиками, опорные металлоконструкции (опоры и мачты освещения определенных параметров), вспомогательные металлоконструкции (закладные детали фундаментов, выносные консоли, кронштейны, короны), электрокомплектующие (вводные щитки, датчики освещенности, системы управления освещением). Выбор оборудования осуществляется исходя из типа дорог и интенсивности движения (см. таблицу с категориями дорог), задач освещения, требований ГОСТ, особенностей местности (специфика участка, климатические особенности, грунт и т.п.).
Категория дороги |
Виды дорог |
Наибольшая интенсивность движения в обоих направления, ед/ч |
Средняя яркость покрытия, кд/м2 |
Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
А |
Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения |
> 3000 >1000 до 3000 от 500 до 1000 |
1,6 1,2 0,8 |
20 20 15 |
Б |
магистральные улицы районного значения |
> 2000 >1000 до 2000 от 500 до 1000 < 500 |
1,0 0,8 0,6 0,4 |
15 15 10 10 |
В |
Улицы и дороги местного значения |
≥500 <500 Одиночные а/м |
0,4 0,3 0,2 |
6 4 4 |
Так, например, для освещения загородной дороги (4 полосы движения) категории IB, II (по ГОСТ Р 52398-2005) в соответствии с рекомендациями компании GALAD предполагается размещение опор типа НФГ-10 (ОГК-10) на расстоянии 40м друг от друга, на которых посредством однорожковых кронштейнов типа 1К1-1,5-1,5-Ф4-ц размещаются светодиодные светильники мощностью 150вт с широкой КСС, например, GALAD Пoбeдa LED-150-ШБ4K-IP65- УXЛ1(750/E/X/RAL902З/C50/PMMA/ST/G1).
Такое решение обеспечит освещение проезжей части со следующими показателями:
- Lср ≥1,0кд/м2,
- Uо≥0б4 U1≥0,6
- Eср. ≥10,0лк
- Emin/Eср≥0,25
- TI≤15%.
Качественное освещение автомобильных дорог предполагает разработку проекта, где учитываются все условия, подбирается оборудование, предписывается его расстановка и комплектация, производится светотехнический расчет.